Эти и другие проблемы отрасли требуют системного, всеобъемлющего решения, от которого выигрывают и добропорядочные недропользователи, и граждане Украины за надлежащее наполнение государственного бюджета от использования общего природного ресурса, обеспечения внутреннего рынка Украины необходимым сырьем и создание новых рабочих мест.
Решить проблемы в сфере и достичь указанных целей можно благодаря усовершенствованию регуляторного поля.
Именно поэтому Европейский Союз предоставил правительству Украины финансовую и экспертную поддержку для разработки нового Кодекса Украины о недрах.
Проектом ЕС предусмотрено, что Консорциум в составе Projekt-Consult GMBH (Германия), MinPol (Австрия) и Офиса эффективного регулирования BRDO (Украина) передаст Министерству охраны окружающей среды и природных ресурсов текст Нового Кодекса о недрах, разработанный на основе лучших европейских практик и с учетом украинским реалиям.
Этот документ должен заменить недейственно регулирования и создать благоприятные условия для ответственных участников рынка, усовершенствовав украинское законодательство в соответствии с требованиями Соглашения об ассоциации с ЕС.
Цель проекта "Новый кодекс о недрах" - создать комплексный документ, который будет регулировать все виды экономической деятельности по недрах, включая добычу полезных ископаемых, нефти, газа, урана, а также подземных вод и геотермальной энергии.
Кодекс будет содержать перечень критического минерального сырья - полезных ископаемых, дефицит которых может представлять угрозу экономической и социальной стабильности страны, и нормы о возможности проведения оценки запасов полезных ископаемых по международным стандартам.
Новый Кодекс будет регулировать вопросы:
· полномочий органов, осуществляющих регулирование в этой сфере;
· обеспечение прозрачного предоставления недр в пользование - аукцион / без аукциона / заключения соглашений о разделе продукции;
· установление правил для продолжения / отказа / переоформления спецразрешений;
· возможности отчуждения права пользования недрами третьим лицам;
· установление исчерпывающих оснований и прозрачной процедуры для остановки и аннулирования действия спецразрешений;
· установление механизмов проведения оценки запасов по международным стандартам;
· внедрение механизмов стимулирования переработки отдельных полезных ископаемых в готовую промышленную продукцию;
· введение института бронирования земельных участков;
· определение механизма обращения полезных ископаемых;
· внедрение прозрачной системы контроля.
Поскольку распределение ресурсов в области много лет происходил по непрозрачным коррупционными правилам, а реальное развитие рынка практически никого не интересовал, вновь кодекс должен решить две критические задачи.
Первое - ввести разного рода антикоррупционные меры предосторожности для обеспечения равного доступа к природным ресурсам. Второе - заложить основы к стратегическому развития недропользования в государстве.
Для выполнения первой задачи планируем, в частности, предусмотреть в кодексе создания электронного кабинета недропользователя, процедуру проведения аукциона для приобретения разрешения на пользование недрами, конкурс на заключение соглашения о разделе продукции, возможность отчуждения права пользования недрами третьим лицам, а также другие довольно четкие процедуры и новые институты.
Соавтор Саймон Поу, руководитель группы экспертов проекта ЕС "Новый кодекс Украины о недрах"
Источник